А теперь расскажу, на чем основаны наши техники...

 

За достижение наших целей отвечает механизм сознания - это головной мозг и все части нервной системы, которые пронизывают все наше тело, собирают информацию со всего тела и доставляют эту информацию в головной мозг, головной мозг обрабатывает информацию, выдает какие-то сигналы и команды, команды разносятся нервной системой по телу, тело что-то ощущает, чувствует и что-то делает в результате этих ощущений. Механизм сознания отработан эволюцией таким способом, что позволяет нам достигать любой цели автоматически.

Как это доказать? Сколько раз вы садились сегодня на стул? Ну раз пять как минимум. Кто-нибудь хоть раз упал? Кто сделал это, в общем-то, сложное действие? Механизм сознания. Вы наверняка сегодня как минимум один раз ели. Кто-нибудь попал ложкой в глаз или в ухо? Нет, все благополучно положили ложку в рот. Почему, кто это сделал? Механизм сознания. Гениально функционирующий механизм, который каждую минуту выполняет десятки гениальных движений, за которые мы его ни разу не поблагодарили.

Механизм сознания работает по принципу механизма самонаведения. Это механизм, который позволяет ракете долететь до цели. Если вы знакомы с электротехникой, вы знаете, о чем я говорю. Допустим, что наше тело - это ракета, и представим корабль, который плывет по морю. Корабль плывет по морю, а ракета летит в корабль. Ракета движется очень хитрым способом: летит и - уходит с курса. В механизме есть так называемая отрицательная обратная связь, благодаря ей в компьютер подается сигнал о том, что есть сбой в курсе, включается корректирующая программа, и ракета возвращается на курс. И опять ошибается. Отрицательная обратная связь - корректировка - возвращение на курс - ошибка - возращение на курс - снова ошибка - возвращение на курс и т.д. В результате того, что ракета ошибается, она и попадает в цель.

Сразу логичный вопрос любого современного человека: почему нельзя было изобрести механизм самонаведения, который ведет ракету прямо и точно? Вы знаете, что в этом мире все течет, все изменяется. Каждую долю секунды. Например, есть такое явление «солнечная активность», допустим, происходит вспышка на солнце, которую невозможно просчитать, в механизме сбивается наводка из-за повышения солнечной активности, ракета уходит с курса, а поправить некому, потому что ошибка не предполагалась, и ракета никогда не попадет в цель. Меняется плотность воздушных слоев (это тоже невозможно просчитать, потому что плотность зависит от температуры поверхности земли и температуры поверхности воды), ракета провалилась в воздушную яму, ушла с курса, а поправить опять некому, потому что не предполагалась ошибка. Какой-то гениальный человек, подсмотрев этот механизм в природе, решил сделать заранее допуск ошибки.

Именно ошибка заставляет ракету возвращаться на курс, и именно из-за этого ракета попадает в цель. Давайте проверим сравнением с нашей жизнью. Как мы с вами относимся к ошибке? Как к трагедии, неудаче, сложности, беде. А на самом деле ошибка - это необходимое условие для точного достижения поставленной цели.

Один хитрый человек решил проверить как действуют руки Брюса Ли, знаменитого каратиста и актера. Он решил распознать механизм построения удара. Он снял на пленку его тренировку, а потом при просмотре стал постепенно замедлять скорость изображения и увидел, что руки Брюса Ли, двигаясь, например, вперед, постоянно совершают тысячи микродвижений в стороны, как будто расчищая себе дорогу.

Если замедлить любое наше с вами движение, то оно тоже будет состоять из огромной частоты микродвижений, которые мы не осознаем, потому что их восприятие находится за порогом сознания. И только в пожилом возрасте частотные колебания движений замедляются из-за разбалансировки механизма сознания, и, наблюдая, как у пожилых людей трясутся руки, мы видим, механизм наших собственных движений в замедленном виде. Другими словами, разбалансировка механизма сознания не позволяет механизму работать точно и конкретно.

Отсюда вывод: если вы способны сейчас подойти к письменному столу и взять лежащий на нем карандаш, то вы способны взять в этом мире все. Только когда вы берете карандаш, вы не задаете себе вопрос, сможете ли вы его взять. А вот когда нужно взять деньги, возникает сразу внутренний монолог: а могу ли я это сделать, это же невозможно, я не заслужил или заслужил?

Для того, чтобы механизм сознания работал оптимально, необходимо два условия (обратите на них внимание, потому что это есть основа технологии).

Первое условие: наличие цели. Представьте себе ракету, которая летит без цели – она никуда не летит, просто болтается в пространстве, задавая себе вопросы (а куда я лечу? а зачем я лечу?), но топливо сгорает, механизм движется, локаторы работают, воспринимая информацию, в том числе чужие цели. Пролетела стая лебедей, и ракета полетела за лебедями. По пути попался какой-то предмет, она полетела за ним и т.д. Что это напоминает? Нашу с вами жизнь. Топливо тратится, рано или поздно происходит час Х, и ракета уничтожается.

Проверьте сразу два момента: есть ли у вас вообще цели (наверное, есть, если вы интересуетесь тем, что здесь написано) и проверьте качество целей - нет ли у вас таких целей, как дожить до зарплаты (не видел ни одного человека, который не дожил), немного и кого-нибудь полюбить (полюбите, а куда вы денетесь), немного поработать (поработаете), немного отдохнуть (отдохнете), купить хоть что-нибудь (хоть что-нибудь купите).

Механизм не понимает чувства юмора, а у большинства людей те цели, которые я вам только что назвал. Не даром в народе такая пословица: ниже земли не упадешь. Даже если вы вообще ничего не будете делать, механизм все равно справится с этой проблемой, потому что в нем есть программа развития человеческого вида и сохранения жизни – и это основная задача механизма сознания. Мы кстати и попадаем в неприятные ситуации из-за того, что начинаем дергаться.

Итак, напоминаю, для того, чтобы механизм сознания работал продуктивно, нужны цели и качество целей.

Второе условие оптимальной работы механизма сознания – это отсутствие помех в его работе. Основной помехой механизма сознания является внутренний монолог – извечная болтовня ума. Приведу пример. Первый вариант – дикий, характеризующий пациента больницы Кащенко, хотя свойственный нам всем в той или иной степени: человека, идущий по улице и бормочущий вслух свои мысли. Когда мы остаемся одни в лесу или на даче, у нас есть похожие варианты. Второй вариант – тихий, свойственный 99% населения, когда вы в уме непрерывно болтаете: «Господи, ну я же все для нее сделал, купил машину, ну что же она такая, бла-бла-бла… Господи, ну какая же свинья мой начальник, я работаю с утра до вечера, а он бла-бла-бла… Господи, ну что за страна такая, все воруют, Путин ворует, Лужков ворует, бла-бла-бла… Ну куда катится мир, бла-бла-бла…». Непрерывная говорильня ума.

Давайте посмотрим, как начинается день. Выхожу из дома, лежит пьяный человек. Включаются разные реакции, но они все примерно одного уровня: вот нализался сволочь, все работают, а он бла-бла-бла…. Иду дальше, сидят бабушки на скамейке: болтают языками, старые, сплетничают, вместо того, чтобы смотреть свои сериалы… Дети орут: вот орут, вместо того, чтобы учиться в школе… Дворники не так метут, машины не так припаркованы, автобусы ходят редко, и Лужков не заботится о москвичах. И так далее. А это драгоценные минуты и часы вашей жизни. Постоянный бокс: мне – я, мне – я. Откуда тут будут силы, если уходит столько энергии?

Есть еще третий вариант, людей, его иллюстрирующий, вы наверняка видели в метро. Они не говорят, потому что они давно уже сказали, причем одну и ту же фразу: «Никого не хочу видеть, никого не хочу слышать». У них один и тот же внутренний монолог в виде этой фразы, которая как в магнитофоне крутится на непрерывном воспроизведении. Если к лицу такого человека поднести какой-нибудь предмет, он не сразу сообразит, что во внешнем мире происходят какие-то изменения, потому что у него внутри уже все давно решено.

Причем люди, занятые своим постоянным внутренним монологом, не видят элементарных вещей: что на них едет машина, что на скамейке написано «Окрашено», что открыт канализационный люк. А потом, попав под машину, испортив пальто, провалившись в люк, они говорят: «Судьба такая!». Да причем здесь судьба? Кстати, в маршрутном такси, в котором я езжу в нашу школу, бьются лбами о выступ над дверью одни и те же люди изо дня в день. Их почему-то жизнь ничему не учит. А нужно всего лишь успокоиться.

Итак, представьте себе, что ракета летит со следующими словами: «А куда я лечу? А зачем я лечу? А не полететь ли обратно? А долечу ли вообще?», и еще у ракеты есть один, любимый вопрос: «В чем смысл полета?». В жизни это вопрос: «В чем смысл жизни?». Великолепный вопрос, позволяющий ничего в жизни не делать, а только рассуждать. Нет, если человеку так комфортно, то пусть рассуждает, но ведь человеку хочется есть, пить, во что-то одеваться, где-то отдыхать и прочее.

На таком примере сразу понятно, в каком состоянии мы сейчас находимся.

Итак, повторяю еще раз. Первое условие – это наличие и качество целей, второе – отсутствие помех, остановка внутреннего монолога.

Запомните, пожалуйста, что с какой бы школой вы не ознакомились, куда бы не пошли, все школы (философские, религиозные, творческие) занимаются одним и тем же: остановкой внутреннего монолога. Помните, я говорил вам про молитву? Потому что религия – это очень хитрая вещь. Изначально религия очень мудра, в первых христианских трудах написано все очень мудро и правильно, но там такая хитрая штука: когда человек начинает молиться (а он хочет остановить внутренний монолог, потому что он не хочет бояться ни дьявола), он ждет наступления благости, а это и есть остановка внутреннего монолога. Но, с позиций религии, если вам дать в чистом виде благость, вы завтра не придете. А когда вы догадаетесь, что вы дома способны вызывать эту благость без движения рук, кто же понесет пожертвования в храм? Поэтому религия одной рукой дает, а другой – забирает.

Такой исторический факт вам на заметку. Пост патриарха Всея Руси отменил Петр Первый в начале 18-го века, когда он боролся за власть, а восстановила этот пост Советская власть в 1918 году. Одновременно были уничтожены 50 тысяч священников, а это были люди, которые учили, лечили, мудро успокаивали паству, т.е. власть уничтожила тех, кто действительно помогал людям, а институт церкви укрепила, а чтобы не очень мозолить глаза, отделила церковь от государства. А то, что происходит сейчас в отношениях государства с церковью, по-моему, не нуждается в комментариях. Говоря об этом, я не хочу никого обидеть, я просто лишний раз хочу вас убедить в том, что если человек хочет найти равновесие, он должен поискать его внутри самого себя.

Приведу пример, как останавливают внутренний монолог в буддистской традиции. Допустим, молодой человек, проделав тысячи километров, пришел в буддистский храм: «О, учитель, я хочу учиться у тебя знанию». Вы заметили, что у всех восточных духовных лидеров прохиндейский взгляд? Если посмотреть на фотографию ламы – это же чистый прохиндей, он хитро взирает на мир, постигнув истину, что все вокруг – это игра, и весь лучится радостью. Итак, приходит к нему молодой человек, а он ему: «Бери кувшин литров на двадцать и спускайся вниз с горы, принеси водички». Молодой человек: «Я же пришел за знаниями!». У него есть два выхода: уйти либо взять кувшин и идти вниз. Но как вы понимаете, тащить в гору 20-литровый кувшин с водой st1:metricconverter ProductID="2 километра" w:st="on">2 километра, удовольствие слабенькое, и он, поднимаясь, посылает в баню и ламу, и себя, и думает, на кой черт он сюда пришел, и т.д. (Знаете, когда идешь в поход, первый час хорошо, потом все проклинаешь, думаешь, зачем пошел, а потом болтающий ум как-то успокаивается, наступает абсолютная внутренняя тишина, и ты с удовольствием продолжаешь путь.)

Этот молодой человек забирается на гору с кувшином, думает, что это все, а ему: «Еще!». Так он носит месяц эти кувшины, лама смотрит на него, а у молодого человека морщины разгладились, глаза успокоились, светлое внутреннее ощущение, и лама понимает, что внутренний монолог остановлен, молодой человек принял то, что он здесь получил. И лама проводит его через следующее испытание: «Хорошо, хватит носить воду. Теперь последний раз возьми кувшин и набери водички, у нас тут вообще-то колодец во дворе в пяти метрах». Если молодой человек после этого остается, лама начинает его учить.

Жестко, не правда ли? К тому же достаточно долго. А есть техники современной психологии, которые останавливают внутренний монолог очень быстро, и которые вполне поддаются изучению.

Почему нам необходимо остановить внутренний монолог? Что бы вы ни предприняли сейчас для изменения своей жизни, будет РЕАКЦИЯ. Сейчас объясню, что я имею в виду.

Ошо, наш с вами современник, создавший коммуну-прообраз будущего общества, сказал, что люди делятся на две категории: первые воспринимают жизнь зеркально, вторые – фотографически. Зеркало отображает то, что есть, а фотография – то, что было реальностью вчера. Мы обычно из вчерашнего все тащим в сегодняшнее: если меня вчера любили, значит должны сегодня любить, если вчера платили зарплату, то сегодня должны платить. Кто сказал, что должны? Это было вчера, а есть здесь и сейчас. 90% людей обладают фотографическим зрением, они живут вчерашним, и очень обижаются, когда сегодня не так, как вчера. В результате этого есть люди реагирующие (они обречены быть жертвами вчерашнего дня), а есть люди действующие. Последних - меньшинство.

Вполне возможно, что у вас есть друзья, которые хорошо и много вкалывают, вам кажется, что они счастливы, потому что они действуют. Но это не так – они работают из страха остаться голодными, из-за того, что им завтра чего-то не хватит. Это не действие, это реакция. Огромное количество людей работают только для того, чтобы их никто не забыл, а огромное количество любит только из страха одиночества – рано или поздно это заканчивается не самым лучшим образом. И есть люди, которые работают, потому что им хочется работать, и любят, потому что им хочется любить – таких очень мало. Они действуют из состояния внутренней тишины.

Допустим, вас не устраивает поведение какого-то человека в вашей семье. И вы сразу начинаете его учить правильно жить. Кто вам сказал, что ваши действия продиктованы истиной? Они продиктованы реакцией, которая называется «я недоволен им!». Поэтому прежде чем действовать, учить кого-то жить, кого-то наказывать, кого-то куда-то направлять, надо обнулить свое состояние, т.е. войти в состояние тишины, чтобы это не было реакцией возбужденного сознания и чтобы это было понимаемым вами действием

Все действия должны совершаться из состояния тишины. Иначе нами манипулируют другие. Человек может подойти ко мне, сказать: «Ну что, идиот?» - и пойти дальше. Если я начинаю орать: «Нет, я не понял!», то я попался с потрохами. Я подумал, что меня оскорбили и пошел доказывать, что я не идиот. А меня просто развели, развели на реакцию.

Вот об этом мы ведем речь на семинаре и с этим работаем. Часть упражнений посвящена остановке внутреннего монолога – это то самое управление своим состоянием, которое позволяет вам выходить из реакций. Часть упражнений посвящена перепрограммированию тех негативных установок, которые были получены при взрослении, при воспитании, при знакомстве с миром, потому что если их не убрать из нашего механизма сознания, он может сколько угодно работать над целью и так ничего и не получить. Часть техник будет посвящена проблемам отработки в движении особого состояния, которое называется позиция «взгляд со стороны», когда вы пребываете в этой позиции легко и свободно в любой момент вашего бытия. Часть техник будет посвящена возбуждению особого восприятия мира, при котором вы получаете те ощущения, которые обычно бывает трудно получить.

Сегодня, возможно, хмурый день, и вчера был хмурый день, а вы знаете, что за серым небом всегда голубое небо? Для этого нужно немного переключить внимание. А ночью там луна и звезды. Всегда. В Москве голуби птиц вообще не напоминают, но они летают, а мы с вами летать не умеем. Снег в Москве хоть и грязный, но вы знаете, в Африке его вообще нет, дети хоть и орут, но это дети, старики хоть и ворчат, но это люди, которые прожили по-своему интересную и сложную жизнь. А самое главное, что после осени обязательно наступит зима, после зимы - весна, а потом придет лето.

В этом мире есть вечные вещи, которые если ты способен их правильно воспринимать наполняют тебя радостью и силой, которая позволяет тебе действовать при достижении своих целей. И соответственно ряд техник будет посвящен тому, как программировать цели и как позволить себе эти цели достигать. Проблема заключается не в том, что мы не знаем, что делать и не можем действовать, а в том, что мы не позволяем себе делать и действовать.

Классические примеры непозволения я приводил, рассказывая о курсах актерского мастерства (см. раздел «Позволь себе немного лишнего»). Почему важно позволение? Потому что позволение напрямую связано с остановкой внутреннего монолога.

Мы не сторонники проламывать стенки, мы не валяем дурака и не бросаем вызов, мы стремимся наладить то состояние игры и позволения, которое позволит вам легко и радостно достигать целей. Но прежде всего нужно установить внутреннюю умственную тишину, а потом из состояния умственной тишины действовать.

Обычно под занавес вводной лекции семинара «Искусство жить» я предлагаю пришедшим упражнение, чтобы они не скучали, возвращаясь домой. Попробуйте и вы его сделать, между делом, по дороге на работу, домой, в гости и т.д.

В вагоне метро сядьте так, чтобы напротив вас сидели два-три человека. Положите руки на колени ладонями вверх и начинайте сжимать и разжимать кулаки. Это совсем несложно, мало ли почему вы это делаете, например, рука затекла – но у вас уже включился внутренний монолог: «А зачем?». Помните, я в самом начале говорил: зачем утром вставать, если вечером ложиться, зачем одеваться, если вечером раздеваться, и вообще вопрос «зачем?» по отношению к нашей жизни не имеет смысла, потому что приходится умирать. Я это делаю, потому что просто делаю – попробуйте так себе ответить. Вы знаете, достижение большой цели часто требует ежедневных примитивных движений – вот мы с вами учимся так называемым необусловленным движениям в состоянии умственной тишины.

Дальше начинайте ритмично сгибать указательный палец правой руки. Потренируйтесь. Да-да, как будто вы кого-то подзываете. Это очень опасно для неподготовленных, потому что во внутреннем монологе сразу возникнет вопрос: «Как я выгляжу со стороны?». Сразу отвечаю: «Как болван». Не рекомендую делать второй этап сразу. Это вызовет большое раздражение окружающих людей, потому что вы напряжены и в вашем сознании сидит большая фига, она транслируется в сознание сидящего напротив и рождает раздражение. Хотя к женщине могут подойти и предложить помощь. Но наши студенты делают такие вещи в метро, и никто их не трогает.

Дальше – круче. Поднимайте и опускайте согнутую в локте правую руку. В нашей театральной школе студент, если хочет, после 6 месяцев, а в психологической – после 1 месяца, может встать посреди вагона метро в выходной день, когда там мало народа, и сказать: «Дорогие люди! Меня зовут так-то и так-то. Я хочу вам сказать, что я вас всех очень и очень люблю. Спасибо. До свидания». Сказать и – спокойно сесть на свое место. Не побежать, не покраснеть от страха и стыда, а, повторяю, спокойно сесть на свое место. Зачем ему бежать или стыдиться? Он разве сказал что-то плохое людям? Нет. Одна дама, когда я рассказывал это на семинаре, воскликнула: «Но он же не любит, он их обманывает!». А кто сказал, что он их не любит? В моем понимании любовь – это не страсть мужчины к женщине, любовь – это то состояние, когда я принимаю людей такими, какие они есть.

Это один вариант мини-«выступления». На второй вариант я наткнулся случайно - недавно ехал в метро и услышал за своей спиной фразу, произнесенную красивым мужским голосом: «Спасибо всем за совместно проведенное время!». Я обернулся и увидел своего студента. Обратите внимание, что это не шутка – это упражнение. Главное – себе его позволить и остановить внутренний монолог.

Вот и все, что я хотел вам сегодня рассказать. В заключение перечислю ключевые моменты нашего разговора, над которыми я предлагаю вам подумать на досуге. Управляете ли вы своим состоянием, т.е. способны ли в любой точке вашего бытия сохранить состояние покоя, если вы его потеряли? Если вы хотите легко и радостно чувствовать себя и спокойно достигать своих целей, этому все равно придется научиться, где бы вы этому ни учились.

Напоминаю вам о работе механизма сознания, который способен достигать любой поставленной цели автоматически. Для этого необходимы два условия: наличие цели (а также ее качество) и остановка внутреннего монолога (когда вы не задаете механизму вопроса, может ли он это выполнить). Помните, что все сложные движения состоят из простейших движений, которые нужно себе просто позволить.

Когда вы овладеваете состоянием внутренней тишины, многие проблемы решаются автоматически, потому что они держатся исключительно на внутреннем монологе, на страхе, на реакциях. Когда вы владеете этим состоянием, вы действуете от своего внутреннего желания, т.е. ваши действия являются не реакцией на окружающий мир, а подлинной личной потребностью – вы становитесь человеком, управляющим событиями своей жизни.

Если вы будете заниматься в другой психологической  школе, учтите эти вещи. Особенно когда вас будут призывать к непрерывному празднику в жизни, всплеску безумия или познанию духовной сущности мироздания.

Наш тренинг проходит в течение 2-х дней: обычно это  выходные, т.е. суббота-воскресенье. Время занятий с 11 до 20 часов с небольшим перерывом. По окончании тренинга мы с вами встречаемся по так называемой клубной системе: один раз в месяц, посещение свободное. На встречах мы подводим итоги того, как вы используете техники, отвечаем на вопросы, которые возникают при применении техник, и делимся новыми упражнениями, которые появляются в школе.